12.01.2021      360      0
 

Виды ползанья


ПОЛЗАНИЕ, вид физич. упражнений, передвижение по земле с помощью нижних и верхних конечностей. Значение П. для целей физ. развития — ограниченное, оно используется лишь в нек-рых системах гимнастики в качестве средства борьбы с деформациями позвоночника (сутуловатостью) у школьников (напр. система Кляппа). Коррегирующие воздействия П. объясняются главн. образ, усиленным сокращением (упражнением) разгибателей позвоночника и растягиванием его сгибателей, т. е. положением, обратным тому, которое имеется обычно у школьников при сидении за партой. Основное значение П. (переползания)—военно-прикладное, как вида передвижения в боевой обстановке, где нужно приблизиться к противнику скрыто от его глаза или по крайней мере уменьшив вероятность быть пораженным его огнем. В условиях современного боя, при увеличении огневой мощи армий и росте техники (усовершенствования в области оптики), П. приобретает исключительное значение. Поэтому обучение и тренировка в Появляется обязательным элементом физ. подготовки бойца и проводится во всех учениях красноармейца и допризывника на учебных городках и в поле, в увязке с их общей стрелково-тактической подготовкой летом и зимой (П. на лыжах). С зтой точки зрения П. является также важным включением в программы военизированных занятий и соревнований гражданских физкультурных организаций. Основных способов П. можно различить четыре: 1) П. набок у—в исходном положении корпус опирается на левый (правый) локоть и предплечье, левое (правое) бедро и правый (левый) каблук. Продвижение совершается гл. обр. за счет распрямления правой ноги, сильно согнутой в исходном положении, причем корпус продвигается вперед вместе с левой ногой, почти волоком, а левая рука выносится вперед. При П. на левом боку основная работа падает на мускулатуру правой ноги (рабочие движения) и левой руки (вместе с левой ногой—опорные рычаги), мышцы же туловища несут гл. обр. работу лишь по фиксации корпуса. 2) П. пластом («пластунский» способ)—в исходном положении тело лежит животом вниз, при начале движения— опора на правый (левый) бок, правое бедро и правый носок. Левая (правая) рука готовится к выносу вперед, левая (правая) нога согнута в тазобедренном и коленном суставах. Движение совершается гл. обр. за счет разгибателей этой ноги. Работа распределяется между отдельными мышечными группами более равномерно. 3) П. на по л у четв е р е нь к ах—в исходном состоянии тело опирается на согнутые предплечья и голени, причем ноги разведены в стороны, благодаря чему таз опущен настолько. что живот приподнят от земли всего на 10—15 см. Движение вперед производится перестановкой рук и протаскиванием ног. Нагрузка, так же как и в предыдущем способе, распределяется между отдельными мышечными группами довольно равномерно, причем более значительная работа, чем при нем, выпадает на мышцы живота и разгибателей позвоночника. 4) П. на четвереньках—способ более выгодный по скорости продвижения и трате энергии, но допустимый лишь в условиях достаточно скрытой местности (мелкий кустарник, высокая трава и т. д.). По характеру работы движения и нагрузка отдельных мышечных групп близки к4 тем, к-рые имеют место при предыдущем способе.—Данные Великсон и Лифшица показывают, что, если принять расход энергии при П. на боку за 100%, то при П. пластом ее тратится 90,3%, а на четвереньках—57,8%; скорость переползания при соревновании на расстояние 75 м этими способами соответственно была: 2 мин. 30 сек., 3 мин. 20 сек. и 1 мин. 30 сек. Большой коеф. трения (особенно при первых двух из описанных выше способов П.), неравномерность нагрузки и характера работы отдельных мышечных групп, неестественность для взрослого, человека общего положения тела и в частности неудобное положение для дыхания и трудность его координирования с рабочими движениями,—все это делает П. по общей нагрузке одним из трудных военно-прикладных видов передвижения. Ориентировочное об этом представление дают исследования газообмена, проведенные Серебренниковым и Кравчинским, которые нашли, что при передвижении в течение одной минуты расходуется: при переползании—24.9 кал., при спокойном марше—4,8 кал., форсированном марше—10,8 кал., при преодолении препятствий— 22,2 кал. и при атаке—27,1 кал. В полном соответствии с этим стоят и результаты физиол. наблюдений Вакслейгера и Шешина, к-рые находили при переползании на расстоянии 60— I 200 м значительные изменения физ. состояния I красноармейцев: среднее учащение пульса до 118%, дыхания—до 105%, повышение систолического кровя
ного давления до 40% и понижение диастолического—до 15%, падение веса до 1,1 кг и т. д.—Общая нагрузка организма, малая скорость движения (в среднем 1 м в 5—6 сек.) делают необходимым, с одной стороны, во всех случаях, когда это позволяет боевая обстановка, чередовать П. с другими видами передвижения в полосе боя (ходьба и бег пригнувшись, перебежки), а с другой стороны, вводить для сохранения сил бойца при П. на значительные расстояния периодические короткие отдыхи, примерно через 20—25 м на 50—60 сек. (в зависимости от боевой обстановки). Требования в отношении отдыха имеют особое значение при первоначальном обучении и тренировке как с точки зрения правильного втягивания красноармейцев, так и с точки зрения успешного усвоения ими правильных приемов переползания. Лит.: Суслов В. и Лившиц А., Биомеханический анализ переползания, Боен.-санитарное дело, 1932, № о. &Н. Вункин.

  • МЯТА
    МЯТА (Mentha), травянистое многолетнее растение сем. губоцветных (Labiatae). Из многих разновидностей мяты наиболее упо.
  • PEMPHIGUS
    PEMPHIGUS (от греч. pemphix—пузырь), пузырчатка, в узком смысле слова тяжелый дерматоз с образованием пузырей на коже и.
  • ДИС-ФУНКЦИЯ
    ДИС-ФУНКЦИЯ (от греч. dys—частица, означающая нарушение, расстройство, и лат. functio—функция), нарушение функции, особ.
  • СТЕРЕОТИПИИ
    СТЕРЕОТИПИИ, механические повторения одних и тех же движений, жестов, поз, слов и оборотов речи, наблюдаемые преимущест.
  • СЕРДЕЧНЫЕ СРЕДСТВА
    СЕРДЕЧНЫЕ СРЕДСТВА в общем смысле слова—лекарственные вещества, применяемые для терапии расстройств сердечной деятельно.

овые запросы

Алфавитный указатель

  • A (лат)
  • B (лат)
  • C (лат)
  • D (лат)
  • E (лат)
  • F (лат)
  • G (лат)
  • H (лат)
  • I (лат)
  • J (лат)
  • L (лат)
  • M (лат)
  • N (лат)
  • O (лат)
  • P (лат)
  • R (лат)
  • S (лат)
  • T (лат)
  • U (лат)
  • V (лат)
  • X (лат)
  • Z (лат)
  • А (рус)
  • Б (рус)
  • В (рус)
  • Г (рус)
  • Д (рус)
  • Е (рус)
  • Ж (рус)
  • З (рус)
  • И (рус)
  • К (рус)
  • Л (рус)
  • М (рус)
  • Н (рус)
  • О (рус)
  • П (рус)
  • Р (рус)
  • С (рус)
  • Т (рус)
  • У (рус)
  • Ф (рус)
  • Х (рус)
  • Ц (рус)
  • Ч (рус)
  • Ш (рус)
  • Щ (рус)
  • Э (рус)
  • Ю (рус)
  • Я (рус)

Справочная информация

Медицинская энциклопедия представляет собой огромный сборник медицинских материалов для широкого круга пользователей — от врачей и студентов медицинских академий до просто интересующихся людей

Для поиска необходимого материала можно воспользоваться «Алфавитым указателем» или формой «овые запросы»

Медицинская энциклопедия представляет собой огромный сборник медицинских материалов для широкого круга пользователей — от врачей и студентов медицинских академий до просто интересующихся людей

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПОЛЗАНИЮ И ЛАЗАНЬЮ

Первые попытки самостоятельного передвижения в виде ползания на животе отмечаются у детей первого года жизни. Научившись вставать на колени, малыши пытаются ползать на четвереньках, опираясь на ладони и колени или стопы, и довольно скоро уверенно выполняют это движение. При наличии соответствующих условий и систематического стимулирования дети к концу первого года жизни влезают на лесенку горки на четвереньках и слезают с нее.
Детям второго года жизни становятся доступными влезание в ящик высотой 10—15 см и вылезание из него; влезание на диван или скамейку высотой 40 см и слезание; переползание через бревно с перекидыванием ног из положения сидя на бревне или опираясь руками о бревно; перелезание через бревно из положения стоя, опираясь руками и перекидывая ноги, подползание на четвереньках под палку или веревку, приподнятую на высоту 30—40 см от пола.
Ползание полезно всем дошкольникам и должно использоваться в работе с детьми всех возрастных групп, не исключая и старших. Ползание выполняется при опоре на руки и ноги, давая возможность разгрузки позвоночника, который оказывается в горизонтальном положении. Получаемая детьми нагрузка распределяется более равномерно на руки и ноги, она даже несколько снижена для ног, испытывающих при других движениях (ходьбе, беге, прыжках) большое напряжение. При ползании активнее работает верхний плечевой пояс, мышцы рук и шеи, что создает хорошие предпосылки для воспитания у детей правильной осанки. За дошкольный период навыки ползания постепенно совершенствуются. Сначала малыши свободно ползают по полу, трасе, в любом направлении, затем по ограниченному пространству, например между шнуров, палок, по узкой дорожке, учатся ползать в направлении, указанном взрослым, к игрушке — мишке, мячу. Дальнейшим усложнением является проползание на четвереньках по хорошо отполированной доске, положенной горизонтально или наклонно, по скамейке, бревну. В последнем упражнении оно сочетается с умением сохранять равновесие и является хорошей тренировкой этого качества.
В ползании дети используют различные способы. Некоторые малыши ставят вперед сразу обе руки, опираются на них и в это время передвигают ноги. Другие передвигают попеременно вперед руки и ноги. В обоих случаях дети могут опираться на ступни и ладони либо на колени и ладони. У многих детей получается ползание на животе. Несколько позже дети овладевают ползанием на предплечьях и коленях, подтягиваясь руками в положении лежа на скамейке. Сложность препятствия постепенно увеличивается — нужно подлезть под низко подвешенный шнур, переползти через несколько скамеек.
В старших группах ползание чаще всего включается в комплекс упражнений или в подвижные игры в сочетании с другими движениями — ходьбой, прыжками, бегом. Ползание на четвереньках часто сочетается с подползанием под шнур, ветку. Вначале проносится голова, затем поочередно руки и ноги. Ребенок, не умея рассчитать высоту препятствия, подползает так же, как ползает, т. е. не прогибает спину, и поэтому часто задевает шнур, разгибается слишком рано. Воспитатель учитывая полученные ребенком при этом ощущения прикосновения, стимулирует появление правильного навыка. Предлагает нагнуться пониже. Учит подползать правым и левым боком, двигаясь приставными шагами: передвинуть под шнуром правую ногу и руку, прогнуться, перенести голову и после этого приставить левую ногу и левую руку, оказавшись таким образом по другую сторону шнура.
Через более высокие препятствия (бревно, дерево, скамейку) ребенку приходится перелезать. Это движение также выполняется разными способами: прямо, переставив за препятствие сначала обе руки, потом обе ноги, боком, перенеся поочередно правую руку и правую ногу, и затем присоединить к ним левую руку и левую ногу. При перелезании левым боком первыми перенесутся левая рука и левая нога.
Особенностью упражнений в ползании является то, что они выполняются почти без показа движений воспитателем, на которого не рассчитаны пособия. Ползание непременно долхсно сочетаться с выпрямлением, потягиванием, прыжком вверх.
Ползание чаще проводится фронтальным или поточным способом организации при одновременном активном участии всех или большинства детей группы. При выполнении упражнений в ползании на коленях не рекомендуется включать элемент соревнования, так как дети, торопясь к цели, не рассчитывают своих движений и могут повредить коленную чашечку.
Лазанье выполняется в смешанном виде с опорой на ноги и хватом рук. Для упражнений используются лестницы, расположенные горизонтально, наклонно или вертикально. Расположение пособия требует и соответствующего положения туловища. По горизонтальным и наклонным лестницам лазают, опираясь на перекладины и на боковые брусья (если лестница шириной 40 см), по вертикальным лестницам опора осуществляется только на перекладины. Лазанье по канату в детском саду встречается редко, хотя наблюдения показывают, что непродолжительное подтягивание и висы положительно влияют на мышцы спины, живота, ног, помогают формированию правильной осанки у дошкольников. Малышам удобнее лазать по лесенке-стремянке, находясь в наклонном положении, при котором меньше мышечные усилия, легче удается сохранять равновесие при переносе рук, возможен зрительный контроль за движением.
На лестницу дети влезают гораздо быстрее и увереннее, чем слезают, хотя при этом нужны значительные усилия для поднимания веса собственного тела. При слезании мышечное напряжение меньше, но требуются большая смелость, решительность, определенные пространственные представления, так как ребенок еще не может увидеть, куда поставить ногу, а должен почувствовать, нащупать опору.
На начальных этапах освоения дети лазают приставным шагом. Они берутся последовательно обеими руками за одну перекладину, встают на перекладину одной ногой и подтягивают к ней другую. Таким образом на одной перекладине одновременно оказываются обе руки, на другой — обе ноги. Также приставным шагом они и спускаются, только темп движений становится более медленным. В процессе многократных упражнений постепенно в лазанье (вначале при влезании) появляется чередующийся шаг, т. е. на каждой перекладине находится одна нога или рука. Такое движение выполняется одноименным и разноименным способами. При первом способе движение начинают, например, левая нога и левая рука, затем активно действуют правая йога и правая рука. Если ребенок использует разноименный способ, то вначале он действует правой ногой и левой рукой, чередуя с движениями левой ногой и правой рукой.
В период овладения лазаньем дети выполняют двигательные действия с напряжением, прикладывая чрезмерные усилия там, где это совсем не требуется. При влезании делают сильный толчок ногой, резкие и широкие движения рук при перехвате перекладин, лишние сгибания и разгибания рук, отклоняют и приближают туловище к лестнице. При слезании не согласуют по времени движения рук и ног, часто они сближаются, ребенок сгибается, что отрицательно влияет на воспитание правильной осанки.
Как показали исследования А. Д. Удалой, согласованные действия рук и ног в определенной последовательности — сложная задача, требующая от дошкольников умения управлять движениями, произвольно регулировать степень напряжения и расслабления разных групп мышц. Для этого необходимы многократные упражнения. Следует чаще предлагать детям лазать во время прогулок и в свободное от занятий время, так как на физкультурных занятиях это движение выполняется одновременно небольшой подгруппой детей и занимает неоправданно много времени. Собственный двигательный опыт ребенка в лазанье поможет ему быстрее освоиться на пособии, овладеть координацией движений рук и ног, ритмом шагов.
Перелезание используется при переходе с одного пособия на другое, например перелезание с пролета на пролет гимнастической стенки, с наклонной доски или лестницы на вертикальную стенку; перелезть можно через верх стремянки, башни, заборчика. При перелезании с пролета на пролет удобнее пользоваться приставными шагами, через верх заборчика — перешагиванием.
Пролезание выполняется между перекладинами гимнастической башни, поставленной на бок лесенки, в обруч. В естественных условиях пролезают между близко расположенными деревьями. Расстояние между перекладинами лестницы для этого упражнения должно быть не менее 40 см. В обруч пролезают разными способами: сверху, снизу, держа одной или двумя руками; в поставленный на пол обруч пролезают боком и прямо.
Упражнения в лазанье должны обеспечиваться внимательным руководством, высокой дисциплиной детей. Нельзя допускать скученности детей на пособиях, при этом возможны случайности, ведущие к травмам,— наступил на руку сверстника, и тот непроизвольно ее отпустил. В то же время необходимо воспитывать у детей находчивость, умение не растеряться в сложной неожиданной ситуации, например спокойно и быстро нащупать ногой перекладину, с которой сорвалась нога.
Лазанье по лестницам реже используется в подвижных играх, чаще предлагается в виде упражнений. При хорошем навыке лазанье включается в игры «Медведь и пчелы», «Пожарные на учении» и др.

Читайте также:  Витилиго что это за болезнь лечение народными средствами

Е.Н.Вавилова, «Учите бегать, прыгать, лазать, метать», М., 1983 г.
OCR Detskiysad.Ru

Популярные статьи сайта из раздела «Медицина и здоровье»


Поможет ли имбирь сбросить лишний вес?

Не столь давно в качестве лучшего средства борьбы с лишним весом преподносился ананас, теперь пришла очередь имбиря. Можно ли похудеть с его помощью или это разбитые надежды худеющих?

Избавляет ли пищевая сода от жира?

Чего только не пробуют желающие расстаться с ненавистными килограммами — обертывания, травяные настои, экзотические продукты. Можно ли похудеть с помощью пищевой соды?

Можно ли похудеть от зеленого кофе?

Далеко не все рекламируемые средства действительно помогают сбросить вес, но абсолютно все они клянутся помочь. Сегодня на пике популярности находится зеленый кофе. Что же в нем особенного?

Омоложение на клеточном уровне

Метод клеточной терапии применяется для коррекции возрастных изменений в организме. Но как же работает клеточная терапия? И действительно ли эффективна клеточная косметика?

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


Когда снятся вещие сны?

Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся.

Почему снятся ушедшие из жизни люди?

Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений.

Читайте также:  Схема лечения кандидоза у женщин

Если приснился плохой сон.

Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро.

Магия приворота

Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Заговоры: да или нет?

По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Сглаз и порча

Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Как приворожить?

Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Ползание и лазание предназначены для преодоления препятствий в опоре на руки и ноги. Поэтому в упражнениях данного вида наравне с крупной мускулатурой развивается и совершенствуется мелкая мускулатура рук и ног.

Ползание — это движение по плоскости.

Лазание связано с использованием предметов: в условиях физкультурного зала — это гимнастическая стенка, разные лестницы, (установленные вертикально, горизонтально, наклонно), шест, канат; в естественных условиях — деревья, склон овражка, канавка, пригорок и др.

В зависимости от практической задачи и характера двигательных действий упражнения делятся на перелезание, пролезание, подлезание и др.

В соответствии с двигательной задачей подбирается способ движения. Для ползания — на четвереньках, в опоре на предплечья, по-медвежьи, по-пластунски. Для лазания по гимнастической стенке — приставной шаг, переменный шаг и его разновидности (разноименный и одноименный способы).

Ползание — привычный для детей способ перемещения в пространстве, к которому они прибегают естественно, когда играют с игрушками на полу, или сознательно, когда изображают животных в сюжетно-ролевых играх.

Обучение ползанию — это, по сути дела, корректировка привычных движений с целью научить детей более рациональными способами использовать их в зависимости от ситуации.

От способа движения зависит сложность упражнения. Вообще, каждое упражнение в ползании и лазании — довольно сложное действие, потому что тело человека находится в непрочном для него положении. К тому же подавляющее большинство упражнений характеризуется длительностью действий. Поэтому упражнения должны заканчиваться Движением, которое снимает или снижает утомление. Так, ползание должно смениться активным выпрямлением, которое характеризуется, в частности, прогибанием в поясничной части и соответствующим напряжением скелетных мышц. Нужно лишь поднять голову и посмотреть на вытянутые вверх руки. Можно предложить малышу поднять вверх игрушку, до которой он дополз. Старшему дошкольнику будет интересно подпрыгнуть с хлопком в ладоши над головой. Педагог должен обязательно предусмотреть интересные в полезные движения, которые станут логичным и эффективным завершением упражнения в ползании. По ходу выполнения детьми упражнения в ползании воспитатель должен следить за положением их рук, ног, спины.

При ползании в положении стоя на четвереньках дети должны опираться на всю ладонь, пальцы — широко расставлены и направлены вперед. В таком положении нагрузка распределяется равномерно на все части ладошки, которая, как известно, еще продолжает формироваться.

«Станьте на коленочки. » — говорят детям. Для воспитателя это означает, что вся голень, от колена до носка, должна лежать на поду. Если кто-то из детей упирается носком в пол, надо подойти к нему, прикоснуться, прижать подъем ноги к полу, дать ребенку почувствовать удобное положение.

Для того чтобы мышцы спины находились в рабочем состоянии, детям советуют поднять голову и смотреть вперед — на игрушки, к которым они ползут, поверх скамейки, через которую предстоит перелезть, и другие привлекательные ориентиры на финише.

Во время перемещения ноги нужно подтягивать, а не шагать на коленочках, что и делают малыши, торопясь скорее взять игрушку. Поэтому на первых порах надо организовать ползание по ковру, по дорожке из плотной текстильной ткани.

Для подлезания под препятствия используется опора на предплечья. Воспитатель говорит: «Поставьте рука на локти. » — это значит, что руки от кончиков пальцев до локтей, должны лежать на полу; положение ног, как и в предыдущем способе, удобное — носки выпрямлены; спина прогибается, потому что голова приподнята. Очень интересно, например, таким способом перемещаться на противоположную сторону шеренгами навстречу одна другой. Применяется эта техника также в комбинированных двигательных заданиях, когда надо сменить способ действия, например ползание на четвереньках с подлезанием под стул (веревочку — кустик) в опоре на предплечья.

Ползание по-медвежьи не случайно называют ходьбой, потому что и руками и ногами нужно шагать, но из-за опоры на четыре точки этот способ движения относят к ползанию. Опора осуществляется на всю ладонь и на всю ступню, для чего ноги надо ставить шире туловища, слегка сгибая колени. «Медведь» идет вперевалочку, т.е. шаги делаются одноименной ногой и рукой.

Преодолевать низкие препятствия можно лежа на животе (например, подлезать под скамейку). Основная нагрузка приходится в этом способе на руки: опираясь на ладошки, дети подтягивают туловище. Специальный инструктаж по технике выполнения здесь не требуется.

Ползание на животе является подводящим к ползанию по-пластунски, требующему конкретной техники и по-настоящему доступному лишь старшим детям. Лежа на животе, нужно вытянуть вперед слегка согнутую в локте руку и положить ладошкой вниз; противоположную ногу согнуть и положить плоско, чтоб ею можно было упираться в пол при отталкивании.

Вторая согнутая в локте рука упирается в пол рядом с туловищем, противоположная ей нога выпрямлена. Туловище слегка развернуто в сторону вытянутой руки. Голова опускается как можно ниже. Опираясь на руки и одновременно отталкиваясь согнутой ногой, нужно подтянуть туловище. Движение цикличное, т.е. в следующий момент все действия совершают другая нога и рука.

Читайте также:  Средство от экземы на руках

В природных условиях дети используют способы действия, которые подсказывают обстоятельства: высокое препятствие, например лежащий ствол дерева, можно преодолеть перекатом, навалившись на него животом прямо или боком.

Поскольку все упражнения в ползании характеризуются длительностью действия, необходимо так продумать организацию их выполнения, чтобы ребятам не пришлось долго ждать своей очереди. Дети могут ползти все одновременно поперек зала или, как уже говорилось, шеренгами навстречу. Можно организовать ползание подгруппами. Например, когда первая подгруппа достигает противоположной стены, вторая подгруппа приступает к выполнению этого действия, а ребята из первой подгруппы возвращаются на исходную позицию легким бегом, прыжками на одной или двух ногах, приставными шагами прямо или боком, танцевальным шагом и др.

Ползание можно выполнять и поточно: друг за другом по кругу или линейно, четверка за четверкой (пятерка, шестерка). По кругу можно расставить разные препятствия, которые дети преодолевают по-разному в зависимости от высоты — на предплечьях, лежа на животе, спине, боку. Способы преодоления можно запрограммировать, а можно представить детям право выбора, подсказывая лишь, что следующее препятствие надо преодолеть по-другому.

Как можно чаще следует давать детям возможность применять разные способы ползания в естественных условиях — на лугу, в парке, на пляже и др.

Ползание на четвереньках, в опоре на предплечья, по-медвежьи, лежа на животе или спине, сидя на голенях можно выполнять и на уменьшенной и на повышенной опоре, например на скамейке. Во всех этих вариантах надо следить за тем, чтобы дети держались за скамейку хватом — большой палец должен лежать на поверхности скамейки, а другие — снизу. Это необходимая мера безопасности: ведь дети смотрят вперед, подняв голову.

Лазаниевыполняется по лежащей на полу или приставленной к гимнастической стенке лестнице, по лесенке-стремянке, по гимнастической стенке. Используется для лазания и нестандартное оборудование, особенно на участке — заборчики, горки; в старших группах применяются канаты, шесты, веревочные лестницы.

Не всегда для обучения этим нужным и полезным действиям воспитатель может использовать непосредственный показ, так как оборудование, за исключением стандартной гимнастической стенки, рассчитано на детей. Упражнение зачастую показывает подготовленный ребенок, действия которого комментирует воспитатель. Часто, особенно в начале обучения, используется поэтапное объяснение: воспитатель называет действие, дети (небольшая подгруппа) воспроизводят его, взрослый при необходимости тут же исправляет. Затем выполняется следующее действие.

В начале обучения в младшей группе надо дать возможность детям влезать на пособия и спускаться произвольно, как кто хочет. Необходимо обеспечить страховку: ограничить высоту, подложить маты. Дети должны упражняться в лазании обязательно в присутствии питателя.

Обучение следует начинать индивидуально в удобное время вне занятий (на прогулке, утром).

Общие правила: при лазании вверх первое действие выполняется руками, а затем уже ногами; при спуске — наоборот, ребенок должен смотреть на руки, ноги повторяют движения рук; держаться за рейку следует хватом — большой палец — снизу; ногу ставать на рейку дети должны серединой ступни, а не на носок.

Самый простой способ лазания — приставной шаг. С него начинается работа в младшей группе. Обращаясь к малышам, воспитатель говорит: «Подойдите к гимнастической стенке и возьмитесь руками за рейку, на которую смотрят глазки. » Надо помочь каждому малышу увидеть эту рейку. «Поставьте ногу на нижнюю рейку так, чтобы носочки выступали вперед. Вторую ногу поставьте рядышком. Теперь возьмитесь руками за реечку повыше. Переставьте ноги. »

Когда дети средней группы начинают осваивать переменный (чередующийся шаг), им нужно подсказывать: «Возьмитесь одной рукой за реечку напротив глаз, а второй — за следующую повыше. » При спуске: «Надо начинать спускаться с ноги, которая стоит выше, потом опустить руку, которая выше. «

На этом уровне обучения, как правило, в каждый момент опираются на три точки — две ноги и одну руку, или две руки и одну ногу.

По мере того как дети осваивают переменный шаг, их начинают учить ритмичным согласованным действиям — одноименному и разноименному способам, характерным для старшей группы.

Легче освоить одноименный способ. Поскольку длина рук у старших детей увеличилась, то в качестве точки отсчета для исходного действия может быть такое указание: «Возьмитесь правой рукой за реечку выше той, на которую смотрят глазки. Поставьте правую ногу на нижнюю рейку. А теперь сразу поставим на следующие рейки левую руку и левую ногу. Я буду подсказывать: «Левые. правые. Начали!»

Итак, дети отпускают сразу руку и ногу и держатся несколько мгновений одной рукой и ногой. Но, конечно, это — идеальный вариант, и не все дети могут выполнить задание в таком виде. Как правило, руки опережают движение ног, и это нормально для дошкольного возраста. Разноименный способ осваивается аналогично: в качестве первого действия на рейку ставится одна рука и разноименная нога.

Детям, затрудняющимся выполнить его действие, можно предложить подводящие упражнения — имитацию лазания, стоя у стенки, или те же действия на полу или на скамейке. Хорошо, если освоение разноименного способа совладает по времени с ползанием по-пластунски — движения похожие. Для тех, кто хорошо осваивает движения, нужно усложнять задания, например переходить с пролета на пролет лестницы приставными шагами вправо и влево, по диагонали, а также перелезать через заборчик, поочередно перешагивая верхнюю рейку.

Подготовленных детей начинают обучать лазанию по канату. Сначала проводят подводящие упражнения; Детям предлагается стать у каната, взявшись за него руками на уровне груди, поочередно перехватывая канат руками, подниматься вверх.

Это же упражнение можно выполнить:

— держась за канат на уровне груди, приподнять ноги;

— взявшись за канат прямыми руками выше головы;

— держась произвольным хватом, покачиваться на канате;

— держась произвольно, попробовать поднять ноги до положения виса лежа;

— держась за канат, переступать ногами в положении виса лежа вперед, назад, по кругу и т.д.

Полезно проделать подводящие упражнения и для ног:

— сидя на скамейке рядом с висящим канатом, захватить его подошвами ног, разводя колени в стороны;

— держась руками за скамейку и захватив канат подошвами, приподняться над скамейкой;

— сидя на скамейке с гимнастической палкой в руке и держа ее вертикально, ступню правой ноги повернуть воском внутрь и приложить наружной стороной к палке; ступню левой ноги повернуть носком наружу и прижать наружной стороной к палке с другой стороны — зажать палку ступнями.

Затем начинается освоение лазания по канату из положения виса стоя на прямых руках в три приема;

— согнув ноги, подтянуть их повыше, захватить канат наружными сторонами стоп и коленями, руки слегка гнуть;

— упираясь ногами в канат, выпрямить ноги, согнуть руки, не перемещая их;

— сохраняя захват каната прямыми ногами, поочередно перехватывать его руками как можно выше.

Лазание по шесту осваивается аналогично.

При спуске по канату или шесту действия выполняются в обратном порядке: вначале перехватываются пониже руки, ноги прямые; затем сгибаются ноги и выпрямляются руки. Слезать по канату нельзя.

Навыки ползания и лазания совершенствуются в подвижных играх, в быту.

Во время перемещения ноги нужно подтягивать, а не шагать на коленочках, что и делают малыши, торопясь скорее взять игрушку. Поэтому на первых порах надо организовать ползание по ковру, по дорожке из плотной текстильной ткани.

Давайте будем совместно делать уникальный материал еще лучше, и после его прочтения, просим Вас сделать репост в удобную для Вас соц. сеть.


Об авторе: kosmetologclear