12.01.2021      386      0
 

Доу психолог занятия с детьми 3-4 лет по программе куражевой


ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(3-7 ЛЕТ) «ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК»

(Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А.)

Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сензитивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, из «натуральных», по Л.С. Выготскому, должны стать «культурными», т.е. превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.

На сегодняшний день существует большое количество теоретической и методической литературы, касающейся развития ребенка, но единой психологической программы для детей дошкольного возраста не существует. Издаются тетради на печатной основе для дошкольников, в которых педагогический и психологический материал не структурирован, нет четкого разделения педагогических и психологических задач. В то же время большинство ДОУ имеют в штатном расписании психолога и психологические занятия с детьми выделены как особая форма работы. В связи с этим возникают противоречия в работе педагогов и психологов, мешающие установлению преемственности. Нами предпринята попытка обобщить и структурировать различные подходы, касающиеся психического развития ребенка дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Это позволит прийти к более эффективному взаимодействию между педагогом и психологом.

Новизна данной программы заключается в том, что она предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка на протяжении всего дошкольного возраста, с учетом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики по месяцам в течении каждого года. Основная идея нашей работы в интеграции и систематизации психологического материала, что предполагает объединение различных направлений деятельности психолога дошкольного образовательного учреждения.

Цели и задачи программы «Цветик-семицветик»

Создание условий для естественного психологического развития ребенка.

1. Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир ребенка в мир человеческих эмоций.

2. Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.

3. Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.

4. Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.

5. Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.

6. Формирование позитивной мотивации к обучению.

7. Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.

Концептуальная основа программы «Цветик-семицветик»

Рефлексивно – деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту.

В своей работе мы придерживались идеи некритичного гуманного отношения к внутреннему миру каждого ребенка (К. Роджерс).

Принцип личностно – ориентированного подхода (Г.А. Цукерман, Ш.А. Амонашвили) предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.

Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).

Формы работы с детьми в рамках программы «Цветик-семицветик»

Данная программа предусмотрена для работы с детьми от 3 до 7 лет в рамках дошкольных образовательных учреждений.

Групповые занятия:

Комплектация групп и продолжительность занятий зависит от возрастной категории.

На сегодняшний день существует большое количество теоретической и методической литературы, касающейся развития ребенка, но единой психологической программы для детей дошкольного возраста не существует. Издаются тетради на печатной основе для дошкольников, в которых педагогический и психологический материал не структурирован, нет четкого разделения педагогических и психологических задач. В то же время большинство ДОУ имеют в штатном расписании психолога и психологические занятия с детьми выделены как особая форма работы. В связи с этим возникают противоречия в работе педагогов и психологов, мешающие установлению преемственности. Нами предпринята попытка обобщить и структурировать различные подходы, касающиеся психического развития ребенка дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Это позволит прийти к более эффективному взаимодействию между педагогом и психологом.

Соавторы: А. Тузаева,Н. Вараева,И. Козлова

Жанры:

Педагогика

Детская психология

Текущая страница: 1 (всего у книги 6 страниц)

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(3-7 ЛЕТ) «ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК»

(Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А.)

Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сензитивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, из «натуральных», по Л.С. Выготскому, должны стать «культурными», т.е. превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.

На сегодняшний день существует большое количество теоретической и методической литературы, касающейся развития ребенка, но единой психологической программы для детей дошкольного возраста не существует. Издаются тетради на печатной основе для дошкольников, в которых педагогический и психологический материал не структурирован, нет четкого разделения педагогических и психологических задач. В то же время большинство ДОУ имеют в штатном расписании психолога и психологические занятия с детьми выделены как особая форма работы. В связи с этим возникают противоречия в работе педагогов и психологов, мешающие установлению преемственности. Нами предпринята попытка обобщить и структурировать различные подходы, касающиеся психического развития ребенка дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Это позволит прийти к более эффективному взаимодействию между педагогом и психологом.

Читайте также:  Маска для лица от прыщей в домашних условиях

Новизна данной программы заключается в том, что она предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка на протяжении всего дошкольного возраста, с учетом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики по месяцам в течении каждого года. Основная идея нашей работы в интеграции и систематизации психологического материала, что предполагает объединение различных направлений деятельности психолога дошкольного образовательного учреждения.

Цели и задачи программы «Цветик-семицветик»

Создание условий для естественного психологического развития ребенка.

1. Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир ребенка в мир человеческих эмоций.

2. Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.

3. Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.

4. Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.

5. Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.

6. Формирование позитивной мотивации к обучению.

7. Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.

Концептуальная основа программы «Цветик-семицветик»

Рефлексивно – деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту.

В своей работе мы придерживались идеи некритичного гуманного отношения к внутреннему миру каждого ребенка (К. Роджерс).

Принцип личностно – ориентированного подхода (Г.А. Цукерман, Ш.А. Амонашвили) предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.

Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).

Формы работы с детьми в рамках программы «Цветик-семицветик»

Данная программа предусмотрена для работы с детьми от 3 до 7 лет в рамках дошкольных образовательных учреждений.

Комплектация групп и продолжительность занятий зависит от возрастной категории.

6. Формирование позитивной мотивации к обучению.

Под редакцией Н.Ю. Куражевой

Комплексная программа психологических занятий с детьми дошкольного возраста «Цветик-семицветик» — победитель Всероссийского конкурса программ комплексного сопровождения психического развития детей дошкольного возраста (2003).

В этой части программы представлены тематические занятия, направленные на развитие интеллектуальной, эмоциональной, коммуникативной, личностной, волевой и познавательной сферы детей 4-5 лет. Каждое занятие построено в игровой форме, доступной и интересной детям.

Программа предусматривает как индивидуальные, так и групповые занятия, консультации родителей.

Данная программа разработана для работы с детьми 4-5 лет в детских садах, центрах и группах раннего развития, других дошкольных учреждениях.

Комплексная программа психологических занятий с детьми дошкольного возраста «Цветик-семицветик» — победитель Всероссийского конкурса программ комплексного сопровождения психического развития детей дошкольного возраста (2003).

Вступление. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования педагог-психолог работает по программе, которая должна, простите за тавтологию, соответствовать требованиям ФГОС ДО.

Разработка программы — трудоемкий, кропотливый труд, требующий большого опыта, научных знаний, а главное положительных результатов, хорошо было бы иметь единые утвержденные и рекомендованные к использованию примерные программы, а на их основе уже создавать рабочие программы для конкретного образовательного учреждения.

На сегодня нет списка рекомендованных ФГОС ДО программ.

В презентации предлагается получить основное представление о ряде инновационных, популярных на сегодня программ психолого-педагогических занятий для дошкольников, разработанных в соответствии с требованиями ФГОС ДО и хорошо зарекомендовавших себя в работе.

Концептуально программы строятся на следующих научных теориях:

— личностно-ориентированный подход, концепции гуманной педагогики, некритичного гуманного отношения к внутреннему миру каждого ребенка;

— зоны ближайшего развития (Л.С. Выгодского, Д.Б.Давыдова);

— рефлексивно-деятельностный подход — развитие психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных возрасту ребенка. Все программы базируются на принципах:

1. единства диагностики и коррекционно – развивающих задач;

2. учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка;

3. достижение целей через организацию активной деятельности ребенка;

4. наглядность обучения; доступность; проблемность;

5. комплексное использование всего психолого-педагогического и коррекционно-развивающего инструментария; междисциплинарное взаимодействие специалистов разного профиля; при работе учитываются все психические функции и процессы, их взаимосвязь и взаимовлияние.

6. Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения.

По каждой программе будут освещены: актуальность; цели и задачи; и общее представление о занятиях.

1. Первая программа, которую предлагается рассмотреть это – победитель Всероссийского конкурса программ комплексного сопровождения психического развития детей дошкольного возраста(2003), программа психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик – семицветик»Н.Ю. Куражева, Н.В. Вараева, А.С. Тузаева, И.А. Козлова, под редакцией Н.Ю. Куражевой.

Новизна данной программы заключается в том, что она предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка на протяжении всего дошкольного возраста, с учетом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики по месяцам в течение каждого года.

Цель: создание условий для естественного психологического развития ребенка.

Задачи:1 введение ребенка в мир человеческих отношений; 2. Развитие коммуникативных умений; 3. развитие волевой сферы – саморегуляции; 4. Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки; 5. Развитие интеллектуальной сферы и познавательных процессов, внимания, восприятия, памяти, мышления и речи.

«Цветик-семицветик» программа психолого-педагогических занятий для детей 3-4 лет; 4-5 лет; 5-6 лет; 6-7 лет; для занятий разработаны рабочие тетради

Занятия проводятся в группах по 5-6 детей (3-5 лет) и до 8 детей (6-7 лет).

Построение программы для каждого возраста ориентированно на удовлетворение ведущей потребности, свойственной конкретному периоду детства, и основано на развитии ведущего психического процесса или сферы психики:

Читайте также:  Причины появления папиллом на шее у женщины

4-5 лет – восприятие, эмоциональная сфера;

5-6 лет – эмоциональная сфера, коммуникативная;

6-7 лет – личностная сфера, волевая сфера.

1.Организационный этап: создание эмоционального настроя;

2. Мотивационный этап: сообщение темы занятия, выяснение исходного уровня знаний детей по данной теме;

3.Практический этап: подача новой информации, отработка полученных навыков;

4.Рефлексивный этап: обобщение полученных знаний, подведение итогов.

Программа для 3-4 лет направлена на создания условий для проявления всех видов активности ребенка; способствовать освоению разных способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками в игре. Темы по сказкам: «Репка», «Маша и медведь», «Теремок» и др.

Программа 4-5 лет направлена на самопознание ребенка, а также развитие коммуникативных навыков. Темы: мои глазки, мои ушки, мои ручки и т.п.

Программа 5-6 лет направлена на создание элементов произвольных психических процессов, развитие творческого потенциала, инициативы и самостоятельности мышления.

Программа 6-7 лет «Приключения будущих первоклассников» способствует созданию адекватной самооценки, формированию этических представлений, развитию полоролевой идентификации, развитию внутренней позиции ученика.

В каждой части есть темы: радость, грусть, гнев, спокойствие, удивление, испуг, темы по этикету.

Актуальность создания программы вызвана прослеживающийся тенденцией к интеллектуальному развитию без внимания к эмоциональному развитию. Развитие эмоционально-волевой сферы является не только предпосылкой успешного усвоения знаний, но и определяет успех обучения в целом, способствует саморазвитию личности. Дети эгоцентричны, поэтому так важно научить ребенка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника. Обучая ребенка «взгляду со стороны», тем самым помогаем ему по-другому взглянуть на себя, по-иному оценить собственные мысли, чувства и поведение. Так ребенок получает возможность более полно и адекватно выразить себя через общение.

Цель ― повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие его личности, эмоциональный комфорт.

— способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения;

— развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе;

— помогать ребенку прожить определенное эмоциональное состояние; объяснить, что оно означает, и дать ему словесное обозначение;

— учить ребенка выражать свою любовь к близким, воспитывать интерес к истории его семьи;

— воспитывать заботливое отношение к животным, учить понимать их настроение;

— вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать его нежелательные черты характера и поведения;

— развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения.

Занятия с подгруппой детей (5―6 человек) проводятся один раз в неделю, их продолжительность составляет от 15 до 30 минут (в зависимости от возраста детей).

Система работы по эмоциональному развитию состоит из 5 разделов. При работе по этим разделам происходит постепенное психологическое развитие ребенка. Пространство вокруг ребенка начинает расширяться: в него включаются другие люди (ровесники и взрослые); ребенок учится определять настроения, владеть своими чувствами. Затем в мир ребенка входят животные. Они по праву занимают одно из важных мест в его жизни и постепенно подводят к самому сложному ― пониманию своего места в семье и своих взаимоотношений с близкими.

Раздел 1. «Я и Я» (темы: «Тайна моего имени», «Автопортрет», «Мой внутренний мир», «Мой любимый сказочный герой»): развитие навыков самообладания и самоанализа, внимания к самому себе, к своим переживаниям и желаниям; способности различать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, пол), свои мышечные и эмоциональные ощущения.

Раздел 2. «Я и другие» (темы: «Мы так похожи», «Мы такие разные», «Язык жестов и движений», «Давайте жить дружно», «Мальчики и девочки»): развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей; на формирование внимательного отношения к людям и друг к фугу; развитие языка жестов, мимики и пантомимики.

Раздел 3. «Я и мои эмоции» (темы: «Радость», «Удивление», «Страх», «Гнев», «Горе», «Интерес», «Наши настроения»): знакомство с эмоциями человека, опознавание своих эмоций.

Раздел 4. «Я и животные» (темы: «Мой ласковый и нежный верь», «Общение с животным»): развитие умения видеть отличия человека от животного, умения переносить все хорошее из мира животных в общение с людьми; на снятие страха перед животными.

Раздел 5. «Я и моя семья» (темы: «С кем я живу», «Правила домашнего этикета»): осознание ребенком своего места в семье и понимание внутрисемейных отношений; развитие интереса к истории своей семьи.

Программа разработана как составляющая образовательной системы «Школа 2100»

Актуальность проблемы: дети, начинающие школьное обучение и имеющие узкий кругозор, маленький словарный запас низкую социальную адаптацию в коллективе испытывают огромную умственную и физическую нагрузку и зачастую уже с самого начала не могут справиться с учебными задачами. Специально составленная программа дошкольного обучения позволяет своевременно сформировать мотивацию к обучению и комплексно подготовить дошкольника к школе.

Цель: всесторонне развитие ребенка, комплексная подготовка к школе; научить дошкольника объяснять окружающий мир в процессе выполнения заданий по осмыслению своего опыта. Способствовать адаптации дошкольников к социальной и природной среде.

Задачи: Формировать навыки общения, активизировать и обогащать словарный запас, а так же развивать моторику, внимание, мышление.

Обучающие − накапливать фактические знания и опыт познавательной деятельности; − развивать диалогическую и монологическую речь, способность к рассуждению и доказательству.

Читайте также:  Гормональные мази польза и вред

Развивающие − развивать психические процессы: мышление, память, внимание, воображение; − развивать наблюдательность, творческую активность детей; − развивать умения управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою деятельность и поведение, соотносить их результаты с эталонами; − способствовать приобретению детьми коммуникативных и управленческих навыков путем использования активных форм обучения (работа в паре, в группе).

Воспитательные − воспитывать бережное отношение к окружающей природе; − воспитывать доброжелательность и терпимости друг к другу; − формировать умение видеть и понимать прекрасное в жизни; − прививать бережное отношение к вещам, книгам, игрушкам; − воспитывать способность слышать других и желание помогать другим; − учить вежливости в общении со сверстниками и взрослыми.

Отличительные особенности программы.

Данная программа направлена на всесторонне развитие ребенка. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Программа отличается комплексным подходом к подготовке детей к школьному обучению.

Занятия направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов готовности ребенка к школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ «ЗДРАВСТВУЙ, МИР!»

№. Название темы, раздела Всего занятий
1 Лето
2 Путешествие в зелёную страну.
3 Дикие звери.
4 Путешествие в красную страну.
5 Путешествие в жёлтую страну.
6 Путешествие в оранжевую страну.
7 Осень.
8 Растения.
9 Овощи.
10 Фрукты.
11 Кто Мы?
12 Кто мы? Какие мы?
13 Домашние животные.
14 Путешествие в синюю и фиолетовую страну.
15 Красный,синий,фиолетовый. Цветной мир.
16 Части суток.
17 Зима.Птицы.
18 Братья наши меньшие.
19 Чайная посуда. Столовая и кухонная посуда.
20 Мебель.
21 Одежда
22 Обувь.За покупками.
23 Путешествие в голубую страну.

Программа рассчитана: на детей 2 – 7 лет.

Количество часов в год – 36

Количество часов в неделю-1

Длительность занятий- 25-30 минут

Наполняемость групп групп-15-20 человек.

Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом «Здравствуй , мир!». Серия «Рабочие тетради дошкольника».

Времена года (4 ч).

Осень – время года. Месяцы осени. Приметы осени во дворе и парке. Парк: деревья, кустарники, травы. Собираемся в лес. Съедобные и ядовитые грибы. Как вести себя в лесу. Осень – подготовка к зиме. Запасы на зиму.

Признаки зимы. Приметы зимы. Зима-время года. Месяцы зимы. Помощь животным.

День защитников Отечества. Восьмое марта.

Весна-время года. Месяцы весны, приметы. Прилет птиц. Животные и растения готовятся к лету. Охрана растений и животных (птиц).

Путешествие в гости к насекомым. Уход за комнатными растениями.

Времена года. Признаки осени, зимы, весны и лета. Месяцы года.

Какие мы? (2 ч).

Семья: мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, тетя, дядя. Все мы – люди. Органы чувств. Эмоции и мимика людей. Узнай друга. Символы.

Кошки и собаки члены нашей семьи. Уход за кошками и собаками. Мое

любимое животное. Семья, взаимоотношение, взаимопомощь. Правила хорошего тона. Вредные и ядовитые вещества в нашем доме. Огонь.

Мы живем в городе (2 ч).

Отличия города и села. Город: высокие многоэтажные каменные здания,

широкие асфальтированные улицы и дворы. Зачем нужны растения в городе.

Улица: тротуары и мостовая. Легковые и грузовые машины. Водитель. Пешеход. Пассажир.

Правила поведения на улице. Светофор, пешеходный переход «зебра»,

подземный переход. Остановка. Правила поведения в транспорте.

Москва — столица России. Герб и флаг России. История Москвы. Прогулки по Москве.

Цветной мир (2 ч).

Знакомство с цветовой гаммой окружающего мира. Расширение

представлений о цвете. Что какого цвета?

Животный мир (4ч).

Звери зимой и летом. Герои сказок. Помощь людей зверям.

Домашние животные, разнообразие. Забота человека о домашних животных.

Птицы – обитатели воздуха. Птицы и их гнезда. Животные и растения готовятся к лету. Охрана растений и животных (птиц). Рыбы – обитатели водоемов. Аквариум – искусственный водоем. Путешествие в гости к насекомым. Маленькие размеры. Наши друзья – насекомые. Летающие цветы – бабочки. Зоопарк. Отличия животных.

Растительный мир (4 ч).

Поле и огород. Крестьяне. Машины для помощи сбора урожая. Разнообразие овощей. Съедобные и несъедобные части. Плоды. Сад и уход за ним. Разнообразие фруктов, ягод и орехов. Парк: деревья, кустарники, травы.

Практическая работа по выращиванию всходов. Условия жизни растений. Уход за комнатными растениями.

Профессия людей (2 ч).

Профессии людей в городе. Взаимопомощь людей разных профессий.

Магазин, парикмахерская, поликлиника, театр, музей, детский сад и школа. Взаимосвязь людей разных профессий в процессе производства хлеба, детской одежды и игрушек.

Актуальность создания программы вызвана прослеживающийся тенденцией к интеллектуальному развитию без внимания к эмоциональному развитию. Развитие эмоционально-волевой сферы является не только предпосылкой успешного усвоения знаний, но и определяет успех обучения в целом, способствует саморазвитию личности. Дети эгоцентричны, поэтому так важно научить ребенка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника. Обучая ребенка «взгляду со стороны», тем самым помогаем ему по-другому взглянуть на себя, по-иному оценить собственные мысли, чувства и поведение. Так ребенок получает возможность более полно и адекватно выразить себя через общение.

Давайте будем совместно делать уникальный материал еще лучше, и после его прочтения, просим Вас сделать репост в удобную для Вас соц. сеть.


Об авторе: kosmetologclear